Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее - АООП НОО) - это образовательная программа общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанная на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся.
Содержание каждого варианта ФАОП НОО представлено учебно-методической документацией (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Каждый вариант АООП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
АООП НОО 5.1
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области (далее – Учреждение) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.) является формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи, у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма. Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
АООП НОО 5.2
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО (вариант 5.2) предназначается для обучающихся находящихся на II – III уровнях речевого развития при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма. Цель реализации программы - достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. В основу разработки АООП ООО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы. Срок освоения АООП НОО составляет 5 лет.
АООП НОО 7.1
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1.) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Прохровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области (далее – Учреждение) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) является формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. В основу разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный, деятельностный и
системный подходы.
АООП НОО 7.2
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) предназначена для образования учащихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание которых может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Вариант 7.2. предполагает, что учащийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием учащихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.